Условия регистрации кредитных организаций
Регистрацию кредитных организаций осуществляет Банк России. Учредителями коммерческих банков могут быть юридические лица, которые должны иметь устойчивое финансовое положение и выполнять свои обязательства перед бюджетом.
При регистрации кредитная организация представляет в главное территориальное управление Банка России необходимые документы:
- ходатайство о государственной регистрации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций;
- экономическое обоснование создания кредитной организации;
- документы, подтверждающие право собственности на здание банка (или договор аренды);
- учредительный договор;
- сведения о составе и компетенции органов управления кредитной организации;
- устав кредитной организации;
- протокол общего собрания учредителей;
- свидетельство об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации;
- аудиторские заключения, подтверждающие достоверность финансовой отчетности учредителей;
- декларации о доходах учредителей — физических лиц;
- анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации.
Минимальный размер уставного капитала для вновь регистрируемой кредитной организации составляет 5 млн евро.
Уставный капитал формируется из вкладов учредителей банка. Влады в уставный капитал могут быть в виде:
- денежных средств в национальной и иностранной валюте;
- материальных активов.
Банк России установил предельный размер неденежной части уставного капитала кредитной организации. В первые два года деятельности банка размер неденежной части уставного капитала банка не должен превышать 20%, в последующие годы — 10%.
Денежная оценка имущества, вносимого в оплату части уставного капитала кредитной организации при ее создании, производится при согласии учредителей и утверждается общим собранием учредителей. Не могут быть внесены в уставной капитал банка нематериальные активы и ценные бумаги. За регистрацию кредитной организации коммерческие банки платят государственную пошлину, которая составляет 1% от размера заявленного уставного капитала банка. После получения свидетельства о регистрации кредитной организации в Банке России. Главное территориальное управление открывает корреспондентский счет. В течение одного месяца после регистрации кредитной организации ее учредители должны оплатить 100% уставного капитала, затем Банк России выдает лицензию на осуществление банковских операций.
Виды лицензий:
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без привлечения во вклады средств физических лиц);
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без привлечения во вклады средств физических лиц);
- лицензии на привлечение средств во вклады и размещение драгоценных металлов.
Коммерческий банк может быть зарегистрирован в форме акционерного общества открытого типа, общества с ограниченной ответственностью.